Сибирские гляциологи изучают, как возникают ледники и как они эволюционируют. А еще — какие экологические проблемы может повлечь за собой таяние ледников.
Климатические изменения с каждым годом проявляют себя все ярче. Согласно данным Службы по контролю за изменением климата ЕС «Коперник», лето 2023 года было самым жарким за все время наблюдений. Средняя температура на нашей планете составила 16,77°C — это на 0,66°C жарче нормы. На эти изменения реагирует и природа: степи «зеленеют», многолетняя мерзлота тает. То же происходит и с ледниками — в частности, с алтайскими. Их изучением занимаются гляциологи Томского (ТГУ) и Алтайского (АлтГУ) госуниверситетов, входящие в исследовательскую сеть SecNet.
Ледник тающий
Летом в ходе экспедиции на ледник Актру группа ученых ТГУ обнаружила необычное явление — поверхность ледника Водопадный покраснела. Этот эффект вызывают водоросли хламидомонада снежная во время цветения. Помимо особого контраста «кровавые» пятна на снегу снижают отражающую способность ледника — его альбедо. По оценкам ученых, отражающая способность снизилась на 13–17%, почти одна шестая. Это не самый серьезный, но заметный фактор, который может ускорить таяние ледника, тем более что за последние десять лет гляциологи не видели более интенсивного цветения этих водорослей.
«Хламидомонада снежная — криофильный, то есть хладолюбивый вид водорослей. Они любят расти на снегу в диапазоне температур от 0 до +4°C. При более высоких температурах хламидомонада отмирает, а при низких — спит. Ее отмечали и на Памире, и на Новой Земле, и в испанских горах Сьерра-Невада. Причиной такого массового цветения стала очень снежная зима в высокогорьях Алтая — мы оцениваем ее как самую снежную за 30 лет. Большая масса осадков выпала в конце апреля — начале мая, и снег пролежал до июля, что и образовало благоприятную среду для цветения водорослей. Эффект может сгладиться при подсчете годового баланса массы ледника, но тем не менее покраснение — достаточно сильный фактор таяния»,— объясняет заведующий лабораторией гляциоклиматологии геолого-географического факультета ТГУ Александр Ерофеев.