Человечество использует атомную энергию не только для выработки электричества и уничтожения себе подобных. Она находит применение в медицине, приборостроении, исследовательских работах. Но в результате всегда остается материал, достаточно радиоактивный, чтобы нанести вред окружающей среде. Выясняем, как решают этот вопрос в наше время.
В XX веке существовала удивительная концепция «очистки растворением». Сейчас упоминание о ней найти сложно, но в целом идея была удивительная: сливать вредные вещества в природные водоемы, поскольку их концентрация там понизится до безвредных значений. Похожим образом действовали США и СССР на заре атомной гонки. Пример тому — озеро Карачай (оно же — «Водоем-9») в Челябинской области, в которое НПО «Маяк» сливало радиоактивные отходы (а до того — в реку Теча).
Это называлось «открытое хранилище». В итоге накопленное излучало радиацию, как шесть Чернобылей, а в годы, когда водоем пересыхал, радиоактивный ил разносило ветром. Полностью засыпать озеро удалось только в 2015 году.
Отработанное топливо АЭС — не отходы
К счастью, в XXI веке человечество обращается с радиоактивными отходами куда более ответственно. Но для начала давайте определимся, что это такое.
Федеральный закон «Об использовании атомной энергии» говорит, что «Радиоактивные отходы — не подлежащие дальнейшему использованию материалы и вещества, а также оборудование, изделия (в том числе отработавшие источники ионизирующего излучения), содержание радионуклидов в которых превышает уровни, установленные в соответствии с критериями, установленными Правительством Российской Федерации».